В начале января 1913 года число сообщений о «дирижаблях» драматически
возросло. В 5 часов утра 4 января в Дувре Джон Хоббс услышал звук
моторов в воздухе, посмотрел вверх и увидел свет, быстро летящий к нему
со стороны моря. Дирижабль, если это был он, летел ровно. невзирая на
почти штормовой ветер. Двое других лиц, один из них – офицер полиции,
слышали звук, но не видели объект («Times», «Daily Express» и «Daily
Telegraph» от 6 января). Два дня спустя, в 10 часов вечера, двое огней,
которые «как полагают, были лампами на дирижабле», маневрировали в небе
над армейским фортом близ побережья Лавернока и Бристольского пролива
(«Daily Express» от 7 января).
На фоне нарастания страха перед немецкой воздушной разведкой
примечательное наблюдение произошло в Кардиффе, Уэльс. Капитан Лионел
Линдсей, главный констэбль Глеморганшира, без четверти пять увидел
объект в тумане; он смог различить только то, что объект был большой,
быстро двигался и оставлял за собой след из густого дыма («Times» от 21
января). Другие очевидцы подтвердили его рассказ, добавив, что, вылетев
за пределы Кардиффа, «дирижабль» изменил направление – вместо курса
строго на запад полетел на северо-запад («Times» от 22 января)
Когда наблюдения состоялись вечером 25 января над Ливерпулем (Англия) и
Ченсери (Уэльс), это выглядело, словно не один, а сразу два «дирижабля»
вторглись в воздушное пространство Британии. В обоих случаях объект
светил ярким прожектором. Другой «дирижабль» появился над Кардиффом 1
февраля, и он же – или еще один объект – был замечен над Кроуденом в
8.45 следующего вечера («Daily Express» от 3 февраля) Той же ночью в
Эберавоне констэбль увидел нечто над бухтой Суонси; несколько очевидцев
сказали, что они смогли разглядеть очертания «дирижабля» в сиянии огня,
который тот нес («Times» от 3 февраля).
Наблюдения аналогичных явлений продолжались в течение двух месяцев, закончившись 8 апреля массовым наблюдением над Кардиффом.
В то же время наблюдения «дирижаблей» происходили и на европейском
континенте. В России, Польше, Германии, Австрии и Бельгии «дирижабли» с
большими прожекторами разжигали паранойю. Среди наиболее интересных
сообщений, возможно, самое захватывающее гласило, что «дирижабль» якобы
потерпел крушение в Германии между Йерчем и Капуцем. Двое женщин,
которые шли по проселочной дороге в 6 часов вечера, заявили, что
видели, как «дирижабль» загорелся и взорвался, а его обломки рухнули
вниз, в лес. Пожарные команды из трех поселков, 40 стрелков местного
гарнизона, полицейские и врачи отправились на место происшествия. Хотя
поиски велись до самого утра, ничего найдено не было. Женщины эти там,
где они жили, были известны как «честные и всецело заслуживающие
доверия» («Berliner Tageblatt» от 13 марта), но впоследствии они, ясное
дело, были обвинены в том, что все придумали.
Перед сумерками 29 июня 1913 года быстро движущийся «воздушный корабль»
проплыл над ипподромом Лансинга, шт. Мичиган, когда скачки были в самом
разгаре. «Странный корабль летел так быстро, – писал «Lansing State
Journal» от 30 июня, – что прошло не более трех минут до тех пор, когда
он скрылся из виду на северо-западе. Воздушная загадка не несла
каких-либо огней и была слишком вытянутой для обычного воздушного
шара... Корабль находился на большой высоте, и когда он улетал от
города на северо-запад, поднялся на еще большую высоту».
В конце 1914 года многие норвежцы наблюдали «дирижабли с прожекторами».
Такие наблюдения время от времени продолжались вплоть до 1916 года.
17 декабря 1916 г. на британском фронте во время первой мировой войны
солдат Морис Филипп Тутор и двое старшин увидели нечто «с виду похожее
на цеппелин». В тот же день сам Морис описал свое наблюдение в письме к
родителям: «Он взлетел прямо к облакам в тылу за нашими окопами, не как
летающая машина, а строго вверх... Вертикально взмыв, он внезапно
рванулся вперед со скоростью, которая, может, составляла миль двести в
час. Затем он развернулся кругом, рванулся назад и вдруг полетел вверх,
скрывшись в облаках».
В Ричфилде, шт. Техас, в начале 1918 года солдаты, выходящие из
столовой, были потрясены, увидев 100 или 150-футовый сигарообразный
объект. «Он летел прямо над нами, – вспоминал очевидец Эдвин Баухан, –
и был не более чем в 500 футах высоты, так что мы могли прекрасно его
рассмотреть. Он не имел моторов, оснастки и был беззвучным... Он был
розовым или какого-то пламенеющего цвета... Я не видел никаких окон...
Мы пережили самое странное, что только было в нашей жизни, и уселись в
наших палатках, гадая, что же это было».
Между Уэтена, шт. Канзас, и Рашвиллом, шт. Миссури, 8 июня 1920 г.
двести человек видели большой цилиндрический объект, летящий на высоте
не более 75 футов. Когда он достиг Рашвилла, то резко повернул направо,
на восток, и скрылся в облаке на расстоянии двух миль («St. Joseph
Gazette» от 9 июня 1920 г.)
Сообщения другого типа, в которых очевидцы не используют слова
«воздушные корабли» или «дирижабли», неотличимы от наблюдений после
1947 года. Вот лишь некоторые примеры.
В Пертшире, Шотландия, около 1900 г. мальчик по имени Джеймс Скримджор
и его сестра видели загадочный свет в 3/4 милях. Он «летел по
зигзагообразной траектории в западном направлении; его скорость была
гораздо выше, чем у чего бы то ни было на Земле в то время, за
исключением железнодорожных поездов. Он мчался, пересекая поля, где не
было никаких дорог, пересек много заборов... Он, казалось, был примерно
с автомобильную фару, но не был ослепительно ярким». Огонь наблюдался
«на фоне холмов, поскольку он ни разу не поднялся над горизонтом, так,
чтобы мы могли видеть его очертания на фоне неба».
К юго-востоку от Андарко, шт. Оклахома, в ноябре 1906 г. Рой Рассел и
четверо других сборщиков хлопка отдыхали в сумерки после работы, когда
они заметили на расстоянии примерно в два городских квартала пылающий
объект, по форме напоминающий цилиндр 9-10 дюймов диаметром и 16 футов
длины. С первоначальной высоты его полета, вспоминает Рой, он
«снизился, полетел к нам и пролетел на расстоянии футов 16 от нас на
уровне глаз». Затем он словно «сплющился» и тут же «погас». Это
произошло не раньше, чем «второй объект проследовал за первым. Он был
точно такого же размера и формы. Объекты летели один за другим. Мы
стояли, глядя на это почти двадцать минут. Я не знаю, сколько таких
штук пролетело за это время».
В Ла Порте, шт. Индиана, в октябре 1909 года огромный объект,
напоминающий две чашки, сложенные друг с другом краями, с цепочкой
огней посередине, осветил ослепительным светом повозку с людьми,
которые возвращались из церкви домой в 10.30 вечера. Как вспоминала
одна свидетельница, Рут Смит, «фосфоресцирующие светящиеся щупальца»
нисходили из НЛО к земле; эти световые потоки «имели яркость огромной
лампы». Лошади в ужасе встали на дыбы. Спустя несколько минут объект
начал медленно двигаться в том же направлении, что и повозка, а в 10.45
внезапно исчез